О вреде просветления – Дзен-психология

Однажды царю Соломону крупно повезло. Или наоборот — это уж вам судить 🙂 Так или иначе, но сам Бог предложил ему дар на выбор. Только ничего волшебного в списке не было, все варианты вполне себе простые и человеческие. Богатство там всякое, сила и прочие подобные ништяки, включая мудрость. А поскольку Соломон и так был в шоколаде, его, понятное дело, потянуло в глубины познания. И выбрал он мудрость.

Но какая тогда была мудрость, вы же сами понимаете — весьма ограниченная узкими пределами эмпирических познаний. То есть, психология, социология, политология, военное искусство, философия и религиоведение были уже довольно развиты, но тоже не на уровне нейрофизиологии и эндокринологии. Так себе: собственный опыт, субъективные ощущения, догадки, подтверждения, количественные исследования, священные писания.

А дураку ж половину работы не показывают, как вам известно. И вот, осыпав нас шикарными притчами и поэтическими песнями песней, Соломон по итогу довольно плохо кончил, оставив напоследок Книгу Екклесиаста. «Все суета сует и томление духа», «ничто не ново под луной», «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» — это все оттуда. Потому что до полностью удовлетворяющего человеческое существо истинного мироописания добраться практически нереально. Приходится все же себе приврать в чем-то, на что-то понадеяться, во что-то просто поверить.

Причина проста: наш ум настолько умный именно благодаря достаточному количеству нейронов и связей между ними. Поэтому он может хорошо помнить и воображать, то есть помнить наперед. Это входит в конфликт не только с блаженным неведением в состоянии здесь-и-сейчас, но и с основополагающим инстинктом самосохранения. Мы знаем, что умрем, и это непростое знание. Кто-то кроет его для себя идеей бесконечности существования через Бога с адом и раем, кто-то выбирает реинкарнацию, некоторые верят, что доживут до вечного омоложения или хотя бы до бэкапа сознания. Но это неточно! Это вера и надежда, а не знание.

Сторонники непосредственного познания реальности отвергают ум или не доверяют ему полностью и умудряются войти в такой контакт со своими чувствами и интуицией, что для них исчезает граница между внутренним и внешним миром. Они приходят в состояние здесь-и-сейчас одновременно с там-и-тогда, а также везде-и-всегда, так что их чувство собственного Я распространяется на все мироздание. В эти моменты даже возникает ощущение, будто у всего этого есть смысл. Становится спокойно, легко, прекрасно, светло, уверенно, осмысленно и очень любимо.

А потом надо опять кушать-какать, пить-писять, спать, ходить, сидеть, стоять, говорить, слушать, тянуть, толкать и бесконечно взаимодействовать с другими людьми, которые в Нирвану-то не шибко шастають. А что делать? Чтобы вот эту вот всю жизнедеятельность тела поддерживать, приходится работать. И тут начинается простое классическое человеческое нежелание делать, слушать, сотрудничать, учиться, понимать, думать, меняться и так далее. Сплошное расстройство и печалька. Ибо мухи отдельно, а котлеты отдельно.

Поэтому-то детское магическое мышление просто необходимо. Оно компенсирует отсутствие целей, смысла, генерального плана, а также собственную маленькость и слабость относительно вечной бесконечности всего бытия. Религия перекрывает потребность в справедливости, любви и заботе идеального родителя. Трансерфинг и астрология хороши для ощущения возможности прогноза будущего. Вера а-ля «нью ейдж» подходит для тех, кому лень вгружаться в сложные религии, чтобы просто избавиться от страха смерти.

Это все отличные средства вместо цинизма, обиды, сарказма, фатализма и прочих невеселых вариантов. Альтернатива — здоровый пофигизм. Но беда в том, что здоровым он может быть только у полностью просветленного человека, а это, если с детства не научили, — полжизни работы, полной всего: от глубокого отчаяния до безусловного счастья. Причем самое полное отчаяние наступает буквально на последней ступеньке, ибо ночь темней всего перед рассветом и сдаться особенно хочется перед самой победой.

Так что верьте, люди добрые, кто во что горазд. Берегите свою психику любой ценой — это точно того стоит. И будьте мне здоровы!

Автор — психолог Андрей Ягодзинский