Любить себя запрещено – Дзен-психология

Помогите-ка мне вспомнить хоть какие-то позитивные классические народные слова о любви к себе. Своя рубашка, моя хата, очень мы себя любим, самовлюбленный, эгоист — всё это ругучий негатив. Хвалючий позитив всегда про самоотверженность, жертвенность, самопожертвование, альтруизм, геройство, не жалея живота своего, не жалея сил, не жалея себя.

В природе малое служит большому, а большое состоит из малых частей, которые понятия об этом не имеют. Вы состоите из клеток, и вам нет дела до их апоптоза: рождение, жизнь и смерть какой-то из ваших клеток вас не интересует. Так же и клетка не знает, к какой части тела относится, что это за часть такая, что там за тело и вообще зачем всё это.

В природных сообществах существует автоматический баланс между интересами особи и общества, где общество всегда побеждает. И этот количественный подход работает, как видите, даже у людей. Человеки страдают, а человечество цветет и пахнет — вон, расплодилось уже до 8+ млрд.

Каждый из нас думает, конечно, в первую очередь про себя и свою рубашку, которая ближе к телу. Но легко меняется приоритетностью с чем-то бОльшим, например, своими детьми и семьей. И даже ими человек может пожертвовать ради чего-то ещё большего — футбольного клуба, школы, района, предприятия, родины. Смотря у кого какие настройки.

Беда в том, что это всё не имеет ничего общего с личным счастьем. И теоретически человеческое общество может перейти уже от количественной системы к качественной. Каждый займись собой, помоги ещё хотя бы одному в этом деле — и все будут довольны. Конечно, практически нифига подобного пока произойти не может, но массовые поползновения уже начались.

И тут все призывы любить себя и ставить себя на первое место, надевая маску сначала на себя, а потом уже на ребенка, разбиваются об древние инстинкты и культурные коды, прописанные в ДНК.

И хочет человек так сделать, но не может: образ родной бабушки-страдалицы, да ещё и с поднятым вверх пальцем, указующим на икону с великомучеником не пущает. Стыдно. Виновато. Нельзя так, предательство это и позор — что люди подумают?

Но и этого мало, друзья. Мы себе вообще не принадлежим. Нам не принадлежат наши деньги: их, ненастоящие временные ценные бумажки, выдали печатники с охраной в кредит. Они все разные, у них там всякие волатильные курсы, на них постоянно накладывают налоги и проценты. Их нельзя просто так переслать кто хочешь кому хочешь. Разные платежные системы, границы, условия, правила и так далее.

Наши паспорта («проход через дверь» в переводе) нам тоже не принадлежат. На них так и написано: «собственность государства». А без паспорта жить никак невозможно. Хоть какой-то иметь придется. Вместе с валютой и налогами.

Наша недвига нам не принадлежит. В случае чего, очень быстро всё могут отобрать, переоформить, национализировать. Даже когда её даришь — плати налог. Авто — тем более. Отдашь военным по первому свистку, если официально объявлена война.

И жизнь, время — туда же. Служи, убивай, умирай. Всё вот это вот. Какая уж тут любовь к себе, други мои? Так что дело это не только сложное, непривычное и постыдное, но и, похоже, незаконное. Такой вот расклад у нас на сегодня получился. Не больше и не меньше.

Именно в этом вся трудность, именно поэтому решительно невозможно одновременно любить себя и быть социально приемлемым. Надо выбирать, а потом петлять и врать. Так что если вы хотите себя любить, то врать себе нельзя, надо-таки любить. А на показ выдавать то, чего требует конъюнктура рынка. Если же наоборот, то врите себе, что пытаетесь любить, но вот незадача — чёт не получается. Тоже вариант.

Самые хитрые из нас делают так: наружу выдают самопожертвенную службу обществу и ждут момента, когда никто не смотрит. Тогда-то быстренько хвать! и отхапывают себе рубашку к телу поближе. И молчок. А как только опять люди смотрят, так снова спектакль. Вообще, так делают все, но у хитрых имеется договор с внутренним критиком (совестью), а у остальных — нет. А я вам желаю, чтобы да.

Автор — психолог Андрей Ягодзинский