Драконы в нашей голове – Дзен-психология

Иногда шепчутся-перешептываются, а иногда орут и изрыгают пламя. И не только внутри одной головы, у них там целый свой интернет. Да и сами они зачастую весьма многоглавые — разобраться довольно сложно, если рассматривать каждую головушку отдельно. Поэтому давайте глянем на корень вопроса и поймем, почему единства нет, а разделение и властвование есть.

Глаз не может увидеть сам себя. Конечно, ухо, затылок, спину и шею он тоже не может увидеть, но только потому что закреплен между носом и виском. А вот себя он не мог бы увидеть, даже будучи свободным, как рожки улитки или летающий дрон. Глазу для этого необходимо зеркало. Про что мы имеем целых две народных мудрости:

— В чужом глазу соринку видно, а в своем и бревна не заметно
— На зеркало неча пенять, коли рожа крива

То же самое и с нашим умом. Он не может себя осознать напрямую. Может только вообразить, ориентируясь на знакомые внешние объекты и чужие умы. По этой исключительно технической причине ум разделяет себя на условные зоны, области, субъекты и объекты.

!Дальше верующим во что бы то ни было читать не нужно, тормозите тут, а то будет обидно и возмутительно!

Подобно тому, как вышеописанный глаз смотрит на ногу, доставая с помощью рук из нее занозу и думая мозгом, что это «моя нога» (чья моя, кто такой я в этой истории?), ум разделяет себя функционально и эмоционально. Первое вполне сознательно, а второе — бессознательно.

Я-наблюдатель общаюсь с собой-участником. Я-муж спорю с собой-работником. Я-психолог ищу компромисс с собой-человеком. Я-искренний договариваюсь с собой-маркетологом. Это примеры функциональных разделений.

В бессознательной же истории я-ребенок, я-взрослый и я-родитель постоянно держим совет или выдергиваем друг у друга штурвал управления моей тушкой. Это как минимум. А как максимум, у человека может быть двузначное количество субличностей — как знакомых друг с другом, так и уверенных в своей уникальности.

И вот, любой из этих монологов, диалогов и триалогов мы ведем с собой на ТЫ. Мол, «вот ты балда, надо было выйти чуть раньше, и успел бы». Или «ты молодец, проскочил, фух!» Ну, не получается говорить с собой на Я, нет такой формы общения. А без общения, в основном, вербального, хотя, возможно и образное, нет возможности думать, мыслить, рассуждать. Ум все знает, во всяком случае, про себя, свои чувства, мысли и желания с нежеланиями. Однако просто и ясно выдать инфу не может. Стоп! А кому, собственно, выдать? То-то же ))

И чем вопрос важнее — а важность вопроса определяется чувствами в теле — тем сложнее уму определиться в общем шуме собственной нейросети, по которой гоняют нейромедиаторы (химические соединения, от которых и зависят все наши чувства). А чем все сложнее, тем больше нам нужен совет, желательно с кем-то авторитетным. И тут начинается самая запрещенка! Верующие, повторяю, харош читать эту ересь! Дальше жалобы на оскорбленные чувства не принимаются, я честно предупредил.

У ребенка появляется воображаемый друг. Иногда секретный, иногда нет. Чаще всего он не полностью воображаемый, а основанный на любимой игрушке, которую маленький человек антропоморфизирует, наделяя сознанием. Самые наглые вообще носят на руке куклу или просто носок и, не стесняясь, разговаривают за обоих собственны ртом.

Точно по этой же схеме люди обретают бога, высшее я, ангела-хранителя или контакт с умершими родственниками, пепел которых частенько носят на шее в специальной капсуле. Это явление совершенно неизбежно хотя бы в какой-то одной форме, потому что просто технически иначе невозможно. Я сам точно такой же. Не веря ни во что сознательным умом и все прекрасно понимая, на уровне чувств я делаю все то же самое.

Верить обязательно нужно, опять же, чисто технически. Это балансирует проблему ума, который достаточно силен, чтобы спрогнозировать собственную смерть, и при этом достаточно слаб, чтобы забить на это болт. Но и знать эту схему совершенно необходимо, как и устройство автомобиля, на котором катаешься. И для того, чтобы все настраивать-чинить, и для того, чтобы ощущать мир адекватно реальности, брать на себя ответственность за свою жизнь и не надеяться на волшебника в голубом вертолете всерьез.

Автор — психолог Андрей Ягодзинский